Сквозь годы


ЗДЕСЬ ВДОХНОВЕНИЙ НАЧАЛО, ЗДЕСЬ НАШИХ ПЕСЕН ИСТОК
(О россошанских писателях, поэтах, художниках)"

Выпуск 1. Николай Куфаев, Михаил Николаевич Куфаев, Владимир Григорьевич Чертков, Андрей Евгеньевич Снесарев. »»»

Выпуск 2. Василий Ксенофонтович Карпов, Евгений Васильевич Карпов, Михаил Петрович Шевченко, Алексей Тимофеевич Прасолов. »»»

Выпуск 3. Михаил Федорович Тимошечкин, Петр Дмитриевич Чалый, Виктор Викторович Будаков. »»»

Выпуск 4. Светлана Алексеевна Ляшова, Леонид Федорович Южанинов, Василий Павлович Жиляев, Раиса Ефремовна Дерикот. »»»

Выпуск 5. Алексей Викторович Шаповалов, Виктор Федорович Барабышкин. »»»

Выпуск 6, 7. Алим Яковлевич Морозов, Иван Иванович Ткаченко, Василий Иванович Цимбалист, Георгий Степанович Тарасенко, Николай Кириллович Андрющенко, Иван Петрович Ефименко. »»»

Выпуск 8, 9. О литературной жизни района. »»»

Выпуск 10. Андрей Федорович Волков, Федор Павлович Басов, Григорий Андреевич Гончаров. »»»

* * *

Так случилось, что великие общественные потрясения в России – революция, гражданская война, коллективизация, Великая Отечественная война – не обошли наш родной край. Более того, он часто оказывается в самом центре этих событий.

"Служенье муз не терпит суеты" – говорил А.С. Пушкин. Понятно, что для развития искусства условия у нас были не самые подходящие. Но это не значит, что его не было вовсе. Люди всегда поют песни, сочиняют стихи, мастерят для души, пишут картины, ставят спектакли, вышивают – порой наперекор тому, что гнетет и терзает души.

К сожалению, опять-таки в силу указанных невзгод, от дореволюционного и довоенного периодов сохранились лишь отрывочные сведения. Имена крупных писателей и художников-земляков нам почти не известны. Но все же некоторые имена, труды дошли до нас.

Прежде всего упомяну краеведческий очерк священника Троицкой церкви слободы Новой Калитвы Николая Куфаева "Слобода Старая Калитва – прежде город", написанный более века тому назад, найденный и опубликованный П.Д. Чалым в районной газете "За изобилие" в 1988 году. Журналистом-краеведом подготовлен и опубликован материал о Куфаеве-младшем, сыне священника, известном деятеле отечественной книги, ученом-библиографе Михаиле Николаевиче Куфаеве (1888-1948 г. г.). Труды ученого по библиографии публиковались в Ленинграде, где он заведовал кафедрой истории в институте культуры, вел большую общественную работу.

Конечно же, необходимо упомянуть просветительскую и книгоиздательскую деятельность нашего земляка Владимира Григорьевича Черткова (1854-1936 г.г.), друга Льва Николаевича Толстого, издателя его трудов и биографа.

Организованное им с помощью Толстого издательство "Посредник" выпускало дешевые книжки для народа, способствуя тем его просвещению. Редакция "Посредника" находилась в 80-90-х годах XIX века на хуторе Ржевск (недалеко от нынешней Еленовки), поэтому здесь, гостя у В.Г. Черткова, побывало немало знаменитостей, в том числе писатель А.И. Эртель и художник Н.А. Ярошенко. Посетил Ржевск и сам Л.Н. Толстой. Изданием произведений писателей-классиков с рисунками Сурикова, Репина, Ярошенко и других В.Г. Чертков сеял "разумное, доброе, вечное" в народе и заслужил его память.

Дошли до наших дней краеведческие очерки священника из Россоши Ивана Алексеевича Соколова, в частности, об истории Россоши и ее церквей, опубликованные в "Воронежской старине". Недавно газета "Россошь" дала его материал, в обработке Т. Чалой, под названием "Россошь в летописи". С интересом читаются ныне заметки учителя земской школы А. Хреновского и "Дневник сельской учительницы" за 1886 год Надежды Кившенко. И хотя описываемые села конкретно не называются, можно в них угадать бывшие Александровку или Ивановку.

Имя Андрея Евгеньевича Снесарева (1865-1937 г. г.), уроженца Старой Калитвы, известного военачальника, генерал-лейтенанта, академика, ученого-востоковеда, возрождено из забвения, о нем пишутся книги, издаются его труды по истории, географии, лингвистике, этнографии, воинской стратегии и тактике. Мы вправе гордиться таким замечательным земляком, помнить о нем. Писали о нем А.Я. Морозов, П.Д. Чалый, В.В. Будаков и многие другие. К их статьям я и отсылаю всех желающих узнать побольше об этом энциклопедисте.

После обретения Россошью статуса города, райцентра, после появления здесь районной газеты, можно, пожалуй, назвать пять-шесть имен земляков, пытающихся писать стихи или прозу. На память о недолгой украиницазии "сверху" остались нам стихи Андрея Коханого о Россоши на украинском языке. Довоенный период еще ждет своего исследователя. Мои же задачи в этой статье более скромные: рассказать о творческих людях, наших земляках, которые творили и творят за последние полвека, с которыми мне приходилось встречаться, или о которых я знаю, с творчеством которых знаком.

Естественно, заметки эти не претендуют на всеохватность, неизбежны пропуски по незнанию или забывчивости, неизбежна и определенная избирательность. Сейчас так много звучит и публикуется стихов, выставляется картин и рисунков, исполняется самодеятельных песен, что мудрено во всем этом сориентироваться, выделить безошибочно подлинно талантливое, стоящее. Однако попытаюсь отметить хотя бы главное, на мой взгляд.

* * *

Замечу мимоходом: в годы Великой Отечественной войны у нас в городе и в районе, где проходил фронт, бывали и крупные писатели, в то время фронтовые журналисты: Александр Твардовский, Савва Голованивский, Леонид Первомайский, кинорежиссер-классик Александр Довженко, актер Граве, будущие поэты Виктор Кочетков и Дмитро Черевычный – да мало ли кого военная судьба забрасывала к нам. Некоторые потом написали об этом эпизоде в их жизни, многие – нет. Но это мимолетные гости, а мы поговорим о земляках.

Уроженец Новой Калитвы Василий Ксенофонтович Карпов (1893-1975 г.г.) начал литературную деятельность в 30-е годы. В 1934 году в журнале "Подъем" была опубликована его повесть "Гремучие ключи". Наиболее известна его книга "На среднем Дону", изданная в 1971 году. Она включает в себя повесть "Черная Калитва" о восстании калитвенских крестьян под руководством Александра Колесникова, а также рассказ "Белые кресты" о деятельности сектантов-федоровцев в наших краях. Повесть и рассказ написаны живо, автор был сам свидетелем многих событий. Из других его произведений можно назвать "Налет на Талы", "Человек в синих очках", книгу "На Воронеж".

Его однофамилец Евгений Васильевич Карпов, родившийся в 1919 году в Эсауловке, когда отец его, машинист бронепоезда, был расстрелян мамонтовцами, прошел войну солдатом, участвовал в Сталинградской битве, пережил тяжести фашистского плена в концлагере. После войны окончил Литературный институт в семинаре Константина Паустовского в Москве, стал сначала рабочим-строителем на сооружаемой Сталинградской ГЭС, а затем журналистом и профессиональным писателем.

В 1961 году в "Роман-газете" полумиллионным тиражом была издана его повесть "Сдвинутые берега" о строителях Сталин-градской ГЭС. Недавно, осенью 2001 года, журнал "Наш современник" опубликовал его повесть "Гога и Магога", написанную ярко, образно, великолепным языком, как и прежние его вещи. Можно только порадоваться за земляка-ветерана. К сожалению, связей с россошанцами он не поддерживает. Живет сейчас в Киеве, а до этого многие годы проживал в Симферополе.

Зато не порывает связей с земляками Михаил Петрович Шевченко (1929 г. р.). Он на десять лет моложе Евгения Карпова, но учился с ним вместе на одном курсе Литинститута, куда после окончания Россошанского педучилища начинающий поэт был принят. Михаил Петрович стал известным писателем, автором повестей (одна из них – "Дорога через руины" тоже публиковалась в "Роман-газете"), рассказов, стихов и басен, которые охотно читаются. Стал членом Союза писателей России и даже много лет был в руководстве Союза, но никогда не забывал и не забывает своих земляков, бывает в Сагунах, где родился, и в Россоши, где учился. Частый гость он и в педучилище. Участвовал в торжествах открытия мемориальной доски известному поэту России Алексею Прасолову, с которым одновременно учился в педучилище, дружил, помогал его становлению и о котором оставил ценные воспоминания в книге "Дань уважения".

Известны статьи М.П. Шевченко о Шолохове, два Открытых письма А.И. Солженицыну в защиту гения России М.А. Шолохова.

Алексей Тимофеевич Прасолов (1930-1972 г.г.) – самобытный поэт-философ и лирик. Родился он в селе Ивановке, жил и учился в селе Морозовке нашего района, окончил Россошанское педучилище, трудился сначала в школе в с. Первомайском, а затем много лет – в россошанской газете. Одаренный, крупный поэт, который оставил заметный след в русской поэзии. Многие стихи, как и повесть "Жестокие глаголы", выросли на россошанской земле, но стали необходимыми повсюду, где любят и ценят поэзию. Земляки помнят и ценят его, ежегодно в октябре проводят прасоловские чтения, приурочивая их к годовщине рождения поэта. Сборники стихов поэта, которого заметил и благословил при жизни сам Александр Твардовский, издаются и сейчас, и пользуются большим спросом. Им суждена долгая жизнь.

* * *

Член Союза писателей России Михаил Федорович Тимошечкин (1925 г. р.) – поэт-фронтовик, бывший школьный учитель и журналист, бывший собкор "Коммуны" по нашей зоне, публицист, краевед, хорошо известен не только в Россоши, где он прожил уже около сорока лет, но и по всей России. Его фронтовые стихи всегда и везде востребованы и не случайно публиковались и в капитальнейшем двенадцатитомном сборнике о войне "Венок славы" (аж четыре стиха!), и в альманахе "Час России", и в антологиях: "Русская поэзия ХХ века", "Военная поэзия" и "Сокровища русской лирики".

Такой чести удостаиваются далеко не все даже популярнейшие поэты. Суровая, неприкрашенная фронтовая правда, увиденная глазами рядового солдата, талантливо показана в стихах без ложной патетики, но глубоко патриотично, с болью душевной.

Михаил Тимошечкин много сделал для воссоздания правды о военных событиях в наших местах, об операции "Малый Сатурн". Над этим он продолжает работать и сейчас. Издает сам газету "Русский фронт", часто публикуется в местной печати, встречается с читателями. Его поэтические сборники "Бой", "Свидетели живые" всегда востребованы.

Профессионально, добротно и талантливо пишет еще один наш земляк, член Союза писателей России и Союза журналистов Петр Дмитриевич Чалый (1946 г. р.). Журналист, собкор "Коммуны" по нашей зоне, он досконально знает жизнь и нашего района, и соседних с ним, знает глубоко историю родного края и увлекательно пишет о ней. По его инициативе выходят краеведческие выпуски "Поле слободское", он глубоко изучил жизнь и творчество ученого-земляка и писателя Н.И. Костомарова и передал, как эстафету, эту тему своей дочери Татьяне, будущему историку, которая много уже открыла нового по этой теме.

П.Д. Чалый явился инициатором издания произведений нашего земляка-кантемировца Евгена Плужника, замечательного украинского поэта, погибшего в сталинском лагере, организовал переводы его стихов, сам многое перевел. В Воронеже вышла вторая книга Е. Плужника "Родюча земля", редактором – составителем которой стал П.Д. Чалый. Русско – украинские связи для него не пустой звук. Он многое делает для воссоздания и укрепления этих связей. Он общается с украинскими учеными, писателями, поэтами, вносит весомый вклад в культурное краеведение, отыскивает, возвращает из небытия забытые имена земляков, так или иначе прославлявшие наш край.

Самобытны и ярки рассказы и повести Петра Чалого. Недавно вышедший трехтомник его произведений разошелся сразу. А это значит, что у автора есть свой читатель, который его любит и ценит. Уроженец села Первомайского, он хорошо знает быт и труд сельчан, их беды и радости. Поэтому так достоверны его повести "Косари", "Окрасился месяц багрянцем", "Смерть на ветру", "Выпряженный", рассказы и очерки. Все это из жизни взято, вот оно, рядом с нами. Надо только уметь увидеть. Писатель Чалый это видит и умеет запечатлеть в слова.

Виктор Викторович Будаков (1940 г. р.) – писатель и поэт, которого хорошо знают не только в Воронеже, где он живет, но и в Москве. Он тоже наш земляк, родился в Нижнем Карабуте, жил в с. Криничном, учился в Новой Калитве. Диапазон творческих интересов Будакова очень широк. "Отчизноведение", литературное краеведение, история края, красота родной земли, ее уязвимость – все волнует и вдохновляет писателя. Ивану Бунину и Андрею Платонову, Веневитинову и Прасолову, Станкевичу и Никитину – многим из славных земляков посвятил очерки и стихи Виктор Будаков. Но один труд его заслуживает особого разговора. Будучи редактором областного книжного издательства, В.В. Будаков осуществил уникальное многотомное издание серии книг земляков "Отчий край", где он выступил и как редактор – составитель, и как изыскатель – краевед, и как ходатай – подвижник. Не случайно ему присвоили звание "Заслуженный работник культуры РСФСР". Для отечественной культуры, литературы В.В. Будаков сделал немало. Десятки сборников его прозы и стихов охотно читаются. Писатель не забывает своих земляков и часто гостит в Россоши, встречается с читателями.

* * *

Поэтесса Светлана Алексеевна Ляшова (1962 г. р.) не так давно принята в Союз писателей России и уже известна за пределами Воронежской области. Ее яркие стихи публикуются в областных и московских газетах и журналах. Вышли два ее поэтических сборника "Не загоститесь на земле" и "Сорвется серп луны", готов к изданию новый сборник. В газете "Берег" опубликовано ее лирическое повествование "Деревня – боль моя и радость" о своей малой родине, о земляках-калитвенцах.

Последние два года сотрудничает с районной газетой "За изобилие", публикует теплые очерки о людях труда. Стихи Светланы самобытны, высокопрофессиональны. Поэт в совершенстве владеет стихом, строит свое творчество на могучем фундаменте русской стиховой традиции, хотя ей не чужд и поиск новых форм. Не случайно ее творчество сразу же привлекло внимание многих известных поэтов и композиторов. У поэта Ляшовой все еще впереди.

Леонид Федорович Южанинов (1941 г. р.), тоже недавний член Союза писателей России, приехал в Россошь со строителями химкомбината в 70-е годы. Будучи техником-строителем, он хорошо узнал и рабочих, и производственные проблемы и написал об этом свою первую повесть "Крутые горки". Опубликовал в местной печати ряд рассказов и стихов. А потом его увлекла историческая тематика. "Цепи Романова", "Великая дорога" – это попытка художественного переосмысления нашей отечественной истории. Л.Ф. Южанинов сотрудничает с рядом столичных журналов, но не порывает и с местной прессой. У него есть свои читатели, с которыми он часто общается. Издал книгу повестей и рассказов "Терновый венец", подготовил к изданию новую.

Значительным событием не только в воронежской поэзии стало явление нового крупного поэта Василия Павловича Жиляева (1932 г. р.), сверстника Прасолова и Белокрылова. Как невидимая подземная река, он долго копил ее поэтическую энергию, таил ее от постороннего глаза, чтобы выплеснуться вдруг мощной книгой стихов "Донское белогорье". Здесь и гражданская, и любовная лирика, здесь и обнаженная публицистика. И все это – крик обожженной временем души, потрясенной несправедливостями века.

Обещают нас вытравить мором,
Чтоб легли мы, как в травы роса,
Чтобы Русь в нищите, под забором,
Растеряла свои голоса.
Нет, не вывернут нас наизнанку
"Демократы" и прочая гнусь.
Вновь звучит над Россией "Славянка",
Окликая славянскую Русь.

Явление поэта Жиляева – итог закономерный. Рожденный в селе Гороховке, поскитавшись по стране, он затем окончательно связал свою жизнь с нашим краем. Боль за этот край, духовная слитность с ним, любовь к нему и родила поэта Василия Жиляева, сразу и громко заявившего о себе. Недавно В.П. Жиляев принят в Союз писателей России.

Раиса Ефремовна Дерикот (1937 г. р.) как поэт вырастала медленно, у читателя на глазах. Все ее становление можно проследить по регулярным публикациям в районных и областных газетах. От стихов для детей, безусловно талантливых, схваченных из жизни, из общения с детьми – к любовной, "пейзажной" лирике, к гражданским стихам и песне. Конечно, эта схема условна в какой-то мере, то тенденция просматривается. Лирика крепла, углублялась, приобрела изящное совершенство. После выхода на пенсию всю свою неуемную энергию Раиса Дерикот направила на встречи с читателями в учебных заведениях, на предприятиях, в библиотеках, на общение с творческими людьми, собратьями по перу. Круг ее знакомств необозрим. И для каждого она по-своему интересна. Быть может, потому, что она сама мать-героиня, воспитавшая пятерых детей, она мать и для всех общающихся с нею ребятишек, которых она знакомит со своей поэзией, учит писать стихи в клубе "Малая Медведица". Досконально изучив историю русского национального костюма и добыв с немалыми трудами подлинные образцы таких костюмов, она пропагандирует национальное, делится добытыми сведениями, постигнутой красотой со всеми – от сельчан до жителей Воронежа. И везде слушают ее, раскрыв рты, поражаясь гармоничной слитностью поэзии самой Раисы Дерикот и с костюмом, и с народной песней, и с характером Раисы Ефремовны, открытым, прямым и душевным.

Поэзия ее непритязательна, но глубока и искренна, выражающая душу поэта и находящая отзыв у читателей и слушателей.

У Р.Е. Дерикот вышло несколько небольших поэтических сборников, в том числе и для детей, но главный ее сборник еще впереди.

* * *

Поэта Алексея Викторовича Шаповалова (1954 г. р.) в Россоши и за ее пределами широко узнали после того, как зазвучали песни местных композиторов на его стихи. Хотя к тому времени уже вышел в Воронеже его сборник "Час звезды вечерней" – добротный сборник талантливых стихов. Композиторы не зря потянулись к стихам Шаповалова, ибо они не только музыкальны, в них есть нерв, душевная струна. Алексей Шаповалов – тончайший лирик, очень одаренный человек, но иногда идущий на поводу обстоятельств. Отсюда его некоторая разбросанность. Его "прикольные" сатирические стихи, написанные столь же талантливо на местном диалекте, очень нравятся публике, их чтение всегда идет "на бис", но я боюсь, как бы вся эта эстрадная суета не помешала поэту-лирику Алексею Шаповалову, чьи пронзительные, человечные стихи могут заглушаться, остаться неуслышанными. Иногда чудные живые цветы его лирики "выправляются", как гвозди, прямолинейной и порой чуждой для его стихов музыкой. Поэту есть над чем думать, он сам в ответе за свой талант. У него все еще впереди.

Давно и плодотворно работает поэт, прозаик и журналист Виктор Федорович Барабышкин (1930 г. р.). Уроженец Панинского района, побывавший во многих уголках страны и за рубежом, он со средины 60-х годов связал свою судьбу с Россошанским краем. Инженер-электрик, он ставил высоковольтные линии в Сибири, а затем в нашем и в соседних районах, обслуживал их, а в часы досуга писал стихи – гражданские, а иногда и мягко-лирические. Постепенно совершенствовался, набирался творческого опыта, будучи уже журналистом-профессионалом. Еще в советское время издал три небольших поэтических сборника и фрагменты из повести о детстве. Тематика его стихов – война, время, люди труда, родина, любовь. Стихи его прямы, позиции ярко определены, утверждения категоричны. Такая позиция поэта заслуживает уважения, хотя стихи не всегда от этого выигрывают с точки зрения глубины, эстетики. Но таков поэт, тем от других отличен. Барабышкина хорошо знают в Россоши и как поэта-песенника.

* * *

Алима Яковлевича Морозова (1932 г. р.) россошанцы воспринимают прежде всего как писателя-краеведа, основателя и бессменного руководителя районного краеведческого музея, и это правильно. Даже вышедшая недавно в свет объемистая, талантливо написанная лирико-документальная повесть "Война у моего дома" вряд ли передвинет Алима Яковлевича в разряд беллетристов.

Писатель-краевед… Много это или мало? Вопрос, видимо, бесполезный. Конечно же, много. Тем более, если все отыскано, вырвано из забвения тобой самим, все создано в глазах читателей словом твоим, оценено, включено в цепь событий. Пройдет время, и все посчитают, что так оно и было всегда. Но ты-то знаешь, что это не так, ты помнишь, сколько потрачено времени и нервов, трудов и вдохновения на этот поиск. А.Я. Морозов – летописец Россоши, родного края. Всем, что им найдено, открыто, он щедро делится с читателями. У него несчетное число газетных публикаций в районных и областных газетах, порой десятки номеров подряд, много публикаций в коллективных краеведческих сборниках, отдельной книжкой вышел его краткий очерк о Россоши, многое еще ждет своего часа. Кое-что он уже переосмыслил, хотел бы написать заново.

Алим Яковлевич Морозов многое "перепахал" не только в архивах, он "перепахал" многие наши взгляды и оценки событий. И это не субъективизм. Новые открытые документы, факты заставляют нас на события и людей смотреть по-иному. У А.Я. Морозова собран большой материал для книги-монографии о Россоши, много очерков и рассказов о земляках (Копылове, Закурко, Снесареве, Письменном, Горбенко, Поляничко, Ульянищеве и других – этот ряд длинен), которые тоже просятся в книгу. Дело за спонсорской помощью. А за автором дело не станет. Он еще полон творческого горения, желания рассказать обо всем людям. Уместным будет сказать, что А.Я. Морозов один из первых в Россоши кинооператоров-любителей, снял интересные документальные ленты и зарисовки, многие свои материалы иллюстрировал своими фотографиями.

Говоря о краеведах, нельзя, конечно, не упомянуть замечательного следопыта, воина-фронтовика, сельского учителя из Новой Калитвы Ивана Ивановича Ткаченко, много лет и сил потратившего на поиск воинов, погибших в боях за Новую Калитву, Дерезовку. Некоторые россошанцы помнят еще его статьи об этом. Он вырвал из забвения подвиги Василия Прокатова и Василия Протанова, легших на амбразуры вражеских дотов. Он установил имена сотен погибших воинов. Он был замечательным учителем, воспитал, зажег огнем своей души многих учеников, некоторые из них оставили заметный след в культурной жизни района и области. О нем самом П.Д. Чалый написал после повесть "Смерть на ветру".

Следует добрым словом помянуть ныне уже покойного учителя-краеведа Василия Ивановича Цимбалиста, посвятившего себя поиску погибших героев. Немало интересных краеведческих очерков опубликовал Павел Ефимович Болотов, литературным краеведением занимаются Григорий Федорович Чистоклетов из села Митрофановки, Александр Григорьевич Глазко из Россошанского педколледжа, более сотни погибших за Новопостояловку советских воинов установлено под руководством краеведа Владимира Семеновича Руденко.

Немало краеведческих материалов опубликовал в свое время Георгий Степанович Тарасенко (1920 г. р.), фронтовик, бывший журналист, собкорр "Коммуны" в 50-60-е г. г. Он занимался раскопками древних захоронений на территории нашего района и писал об этом статьи. Ему принадлежат документальные очерки о земляках, героях Великой Отечественной войны, запомнилась его статья "Кому мешает Шолохов?" в защиту великого писателя, он автор рассказов, очерков.

Сейчас работает над романом "Мужичий рубеж".

Большую краеведческую работу проводил и бывший летчик-штурмовик, военный журналист, а затем ученый-историк, уроженец с. Новопостояловки Николай Кириллович Андрющенко (1918-1983 г. г.). Живя в Минске, он постоянно держал связь со своей малой родиной, публиковал в "районке" отрывки из своих книг, очерки. Он первый написал о трагедии Хатыни, исследовал становление и борьбу народного ополчения Белоруссии, в книге "Июль 1941 г." показал трагедию оккупации Белоруссии и стойкость народного сопротивления врагу. Он собирал материалы о подвигах воронежцев и россошанцев в Белоруссии, но написать очерки, увы, не успел.

Занимался краеведением, публиковал в "районке" очерки и рассказы Иван Петрович Ефименко. Пробовали себя в беллетристике журналисты Иван Матвеевич Грачев и Сергей Константинович Цилинский. Немало интересных очерков о наших земляках на счету журналистов Н.И. Рыжковой, А.П. Боженковой, А.Ф. Коротченко, В.А. Герасимова, Н.Г. Конопли, В.П. Тарабрина и многих других.

Из уроженцев Россоши и района, которые стали писателями, но уже не у нас, могу назвать Геннадия Яковлевича Луткова (1931-1995 г. г.), известного воронежского поэта и прозаика (он родился в Россоши) и Бориса Николаевича Ткаченко (родился в 1939 г.), жившего в 50-е годы на ж. д. разъезде между Архиповкой и Шапошниковкой, учившегося в конце 50-х годов в россошанской школе №65 и сотрудничавшего с "районкой", – ныне прозаика из Ростова, издавшего четыре прозаических сборника, в том числе роман "Полынь-трава" о событиях 20-30-х годов на Черной Калитве. Уроженец Россоши морской журналист Николай Титоренко написал документальные повести о гибели крейсера "Новороссийск", об отважном подводнике Маринеску.

Калитвянин Геннадий Руденко пишет очерки, документальную книгу о нашем земляке-флотоводце Захаре Закупневе из Терновки. А Петр Митрофанович Себелев многие годы работал над капитальным трудом-исследованием о Великой Отечественной войне "Битва народов", успев при жизни опубликовать пятитомник и подарить его нашему краеведческому музею.

Наверняка, есть еще земляки-писатели, о которых нам пока ничего неизвестно.

* * *

Теперь немного хотел бы рассказать о литературной жизни в районе вообще. Ведь помимо профессионалов, помимо заметных талантов, по тем или иным причинам пока не ставших профессионалами, всегда были, есть и будут десятки любителей литературы, пытающихся более или менее удачно высказаться поэтическим словом или прозой. Речь о так называемых самодеятельных поэтах и прозаиках.

Из публикаций в районке 50-х годов запомнилось немногое. Может, беден был выбор, может, я еще слабо вникал в это. Запомнились стихи А. Прасолова "Обреченный корабль", "Наша речка", "Цыганке Марьяне", "Садовод" и его сатирические выпуски "На перо!". Помнятся стихи Б. Морозова, В. Путрина, А Сорокина и Виктора Пахомова "Здравствуй, Дон мой!". Рассказы Г. Тарасенко и И. Медко. Вот и все, пожалуй. Много было перепечаток чужого. Публиковалось несколько слабых стихов Степана Шевцова, учителя из х. Подгорного. А вот его пьеса для детей "Контурная карта" публиковалось даже центральными журналами "Вожатый" и "Народное образование". Эту смешную пьесу из школьной жизни ставили в те годы даже мы, школьники из Новопостояловской семилетки, и она нам нравилась. Другая пьеса С. Шевцова на антирелигиозную тему, не помню названия, была откровенно слабой и конъюнктурной. И хотя ее тоже публиковали широко, она благополучно забылась. Забылось и имя автора, и вот тут школьникам-краеведам из х. Подгорного и карты в руки, чтобы вспомнить хорошего человека, найти его следы.

До 60-х годов, насколько я знаю, литературные кружки существовали в основном при учебных заведениях, например, замечательный такой кружок вела в Россошанском мясо-молочном техникуме Нина Тимофеевна Белогурова, его охотно посещал и я в числе десятка других любителей.

При редакции "районки" кружка не было. Просто литсотрудники вежливо в письмах одобряли, или чаще отклоняли, присланные опусы. В 1959 году я таким образом попал к А.Т. Прасолову, который распушил мои стишата, а потом возился со мной, даже кое-что печатал. И не только мои стихи, но и Н. Корхова, Р. Дерикот, В. Батищева, И. Бойко.

Первый совместный "сход" при редакции я запомнил в 1966 году, когда мы, самодеятельные поэты, выступили в клубе маслозавода. Через полгода состоялась встреча поэтов из Воронежа (запомнились Олег и Юрий Шевченко) с читателями, где от Россоши выступили Прасолов и я. Организатором этой встречи была Лидия Ивановна Глазко.

По-настоящему литгруппу организовал ныне покойный Виктор Желтухин. Разбирать стихи начинающих он часто поручал М.Ф. Тимошечкину и мне. На сохранившейся фотографии тех лет, сделанной И.П. Девятко, запечатлено заседание литгруппы. Я вижу тут знакомые, а то и полузабытые уже лица: поэты М.Ф. Тимошечкин, В.Ф. Барабышкин, местный композитор Борис Геньба, журналист И.П. Ефименко, поэты Владимир Багров, Сергей Демченко, Игорь Хорошутин, Вячеслав Сергеев, Виктор Мяконький, я, девчата Антонина Началова, Головина, Валентина Бурьян, Александра Ивановна Старцева, ныне уже покойная. Добавлю, что помимо изображенных на фото, литгруппу тогда посещали Раиса Дерикот, Марина Шамардина, Зоя Битюкова, Клавдия Мурашко, юная Ирина Слюсарева, которая стала потом критиком и преподавателем Литинститута в Москве, Борис Белогорцев, Иван Бойко, Виктор Дьяков, Евгений Павлов, Иван Кветкин. Присылали свои стихи Василий Сотников, Александр Куцеволов, художник Ф.П. Басов, В. Юрин, В. Побединский, С. Скуба и другие. Тогда многие потянулись к стихам.

Позже литгруппу вел В.Ф. Барабышкин, затем, когда она уже стала клубом и была названа "Слово", вели занятия Алексей Шаповалов и затем Рита Одинокова. На этих занятиях я уже не бывал, но знаю, что "Слово", кроме названных, посещали Николай Лабутин, Борис Таранцов, Елена Кунахова, Светлана Ляшова, Василий Кривошея, Василий Жиляев, Марина Жарая, Валентина Горобцова, Татьяна Руденко, Марина Ковалева, Виктор Новицкий, Людмила Михайличенко, Евгений Казачков, Андрей Колиух, Павел Болотов, Леонид Южанинов, Алексей Шапошников, Мария Дудукалова, Леонид Дьячков, Татьяна Бучковская, Анатолий Цимбал, Татьяна Павлюкова, Лариса Голоскокова, Александр Тищенко и другие, Стихи этих авторов в основном и составляли выпуски "Слова" в "районке", а также вошли в коллективный сборник "Распутье" – первый коллективный поэтический сборник в Россоши. Правда, чуть ранее в Воронеже был выпущен литературным клубом "Созвучие" свой сборник, куда вошли стихи и некоторых россошанских поэтов, членов этого клуба.

В 80-90-е годы в Воронеже вышли сборники стихов Алексея Шаповалова, Светланы Ляшовой, Михаила Тимошечкина, Виктора Барабышкина, сборники прозы Петра Чалого, Леонида Южанинова. За свой счет издали маленькие сборнички Раиса Дерикот, Зоя Битюкова, Светлана Ляшова, Василий Кривошея. А за последние два-три года собственными сборниками стихов обзавелись Виктор Новицкий, Виктор Дьяков, Рита Одинокова, Елена Кунахова, Валентина Михайленко, Валентина Киселева, еще одним – Василий Кривошея, еще двумя – Раиса Дерикот и другие. Конечно, все они очень разные и по тематике, и по творческому уровню, но все находят своего читателя.

Всплеск творческой активности в 90-е годы заметен. Причин ему несколько, но главная, по моему, – приток новых творческих сил из числа переселенцев из городов бывших союзных республик СССР. Новые авторы, композиторы, певцы, художники, новые ансамбли внесли живую струю в культурную жизнь города и района.

По инициативе В.Н. Литвиновой при районной библиотеке создана "Литературная гостиная", где проводятся встречи с местными и воронежскими прозаиками и поэтами, художниками и композиторами. Любовно готовятся эти встречи, выставки. И не только В.Н. Литвинова, Н.В. Иващенко, Н.И. Герасимова, А. Субботина, С. Сухомлинова – весь коллектив библиотеки встречает авторов как желанных гостей, организует встречи с читателями. Многое в этом плане делают и преподаватели колледжей Н.П. Чалая, О.П. Сибирко, учителя городских и сельских школ, где тоже организуются творческие встречи.

Немалую роль в оживлении литературной деятельности сыграли ежегодно проводимые в Каменке по инициативе поэта Анатолия Хильченко праздники "Воронцовая Русь", куда съезжаются творческие люди из разных районов области, читают стихи, поют песни, делятся творческими планами. И россошанцы – в числе самых активных.

С 2001 года и у нас, на Дону, проводится подобный поэтический праздник "Калитвянский причал". И, по-моему, удачно. Он еще больше сблизил творческих людей.

* * *

Для многих поэтов стала "своей" передача Татьяны Нюхиной "Перепутье" на воронежском радио. Многие россошанские поэты и прозаики не только приняли активное участие в творческом конкурсе "Услышь меня, моя деревня!", но и стали его победителями ( Василий Жиляев, Раиса Дерикот, Алексей Шаповалов, Зоя Битюкова, Виктор Беликов, Алексей Коза, Рита Одинокова, Виктор Барабышкин, Николай Филевский). После победы на этом конкурсе стихи Василия Жиляева, стараниями А.Н. Наквасина и Т.В. Нюхиной, были изданы солидным сборником "Донское белогорье", проведена представительная презентация этого сборника в Новой Калитве, где живет поэт. А сам он вскоре был принят в члены Союза писателей России.

Широко отмечались юбилеи поэтов Раисы Дерикот в 1997 году и в 2002 году и Алексея Шаповалова в 1999 году.

После презентации коллективного поэтического сборника "Распутье" в 2001 году решено было издавать свою газету "Вдохновение".

Живет и здравствует детский поэтический клуб "Малая Медведица", руководимый все той же неугомонной Р.Е. Дерикот. С помощью работников районной библиотеки изданы два коллективных сборника стихов детей, юных поэтов.

Из молодых дарований хотелось бы назвать Елену Сибирко, Екатерину Власенко, Тамару Андриенко, молодого историка-краеведа Татьяну Чалую. Они уже всерьез заявили о себе.

Завершая рассказ о литературной жизни в нашем городе, обязан сказать, что литературное творчество живо и в селах. Там тоже создаются и действуют творческие кружки, жива художественная самодеятельность. В этом плане заметна Лизиновка, где творит Алексей Девятко, Старая и Новая Калитва. И еще одно: помимо поэзии, беллетристики, исторического и литературного краеведения, в Россоши издавались и научная, научно-популярная литература. Например, труды сотрудников зональной опытной станции садоводства, в том числе – капитальный труд М.М. Ульянищева "Яблоня", сборники "Для вас, садоводы", "Беседы о плодовом саде" и т.д. – всего 12 сборников, 18 книг.

Довелось мне пролистать брошюры земляков – "Ветры стальных магистралей" А. Карманова и М. Сапронова – о птицефабрике, ее передовиках. Наверняка, выходили и другие брошюры.

Необходимо упомянуть краеведческую работу, очень объемистую книгу Ивана Митрофановича Кветкина "Страницы истории россошанской милиции", книгу воспоминаний фронтовика А.Г. Бордюгова "Записки пехотного офицера" и недавно изданную книгу П.Е. Болотова "Слобода Россошь" с историческим словарем.

Интересную книгу воспоминаний "Рождение песни" пишет местный композитор Борис Васильевич Геньба.

Конечно же, не все мною названо: что по незнанию, что по забывчивости. Да всех ведь и невозможно назвать: талантами Бог Россошь не обидел.

В. БЕЛИКОВ.

Вернуться предыдущую страницу
Hosted by uCoz