Сквозь годы


ЗДЕСЬ ВДОХНОВЕНИЙ НАЧАЛО, ЗДЕСЬ НАШИХ ПЕСЕН ИСТОК
(О россошанских писателях, поэтах, художниках)"

Выпуск 1. Николай Куфаев, Михаил Николаевич Куфаев, Владимир Григорьевич Чертков, Андрей Евгеньевич Снесарев. »»»

Выпуск 2. Василий Ксенофонтович Карпов, Евгений Васильевич Карпов, Михаил Петрович Шевченко, Алексей Тимофеевич Прасолов. »»»

Выпуск 3. Михаил Федорович Тимошечкин, Петр Дмитриевич Чалый, Виктор Викторович Будаков. »»»

Выпуск 4. Светлана Алексеевна Ляшова, Леонид Федорович Южанинов, Василий Павлович Жиляев, Раиса Ефремовна Дерикот. »»»

Выпуск 5. Алексей Викторович Шаповалов, Виктор Федорович Барабышкин. »»»

Выпуск 6, 7. Алим Яковлевич Морозов, Иван Иванович Ткаченко, Василий Иванович Цимбалист, Георгий Степанович Тарасенко, Николай Кириллович Андрющенко, Иван Петрович Ефименко. »»»

Выпуск 8, 9. О литературной жизни района. »»»

Выпуск 10. Андрей Федорович Волков, Федор Павлович Басов, Григорий Андреевич Гончаров. »»»

* * *

Богата россошанская земля талантами и в изобразительном искусстве. Судить о художниках довоенной Россоши не берусь, ибо почти ничего о них не знаю. Но об одном из них все же имеются скудные сведения.

По воспоминаниям старожилов, художников-земляков и по сведениям краеведов А.Я. Морозова и П.Е. Болотова, жил до войны в Россоши талантливый профессиональный художник Андрей Федорович Волков.

Уроженец Ольховатки, как и его приятель М.М. Ульянищев, А.Ф. Волков жил в Россоши, преподавал на рабфаке при Россошанском птицеинституте, работал художником там, а после в клубе железнодорожников. Далее отсылаю читателей к статье из "Россошанского исторического словаря" П.Е. Болотова в его книге "Слобода Россошь", изданной в прошлом году:

"Перед войной А.Ф. Волков организовал выставку своих работ. Были представлены монументальные полотна: "Вступление кайзеровских войск в Россошь", "Бой на Мамонской горе", "Взорванный железнодорожный мост", "Битва под Ольховаткой" и другие, отображающие историю Россоши. По рассказам Россошанской художницы К.П. Сибирко, в тот период ему предложили нарисовать большой портрет Сталина. Материалом послужили четыре больших листа фанеры по 1,5 кв. м. Он скрепил эти листы, загрунтовал и написал отличный портрет, который висел на каком-то здании. От осадков и солнца на местах соединения листов фанеры проступил черный крест. Этого оказалось довольно для обвинения художника как врага народа. А.Ф. Волкова арестовали, и дальнейшая его судьба неизвестна". Картины художника пропали, но о нем тепло отзывался известный художник-земляк Г.А. Гончаров, который постигал азы изобразительного искусства именно у Андрея Федоровича Волкова.

Профессиональный талантливый художник Федор Павлович Басов (1910-1999 г.г.), уроженец Россоши и почти вековой её житель, до войны учился в Воронеже у знаменитого ученика Репина А.А. Бучкури. А затем успешно закончил Ленинградскую Академию Художеств. Великолепным морским пейзажем защитил диплом, получил звание художника и потом много и вдохновенно работал. В годы войны Ф.П. Басов воевал, был минометчиком, участвовал в Сталинградской битве, потерял в войну все свои довоенные полотна и фронтовые наброски. После войны член Союза художников СССР Басов вернулся на родину, в г. Россошь, и до конца своей долгой жизни трудился здесь над этюдами, картинами. Хорошо знавший его художник Виктор Колиух вспоминает: "Федор Петрович Басов. Оригинальная и несгибаемая, аскетически скроенная натура с фанатичной преданностью искусству, живописи. Никто не знает, как он ухитрялся существовать без всяких средств к жизни, так как занимался только любимой живописью, которая не пользовалась никаким спросом. Его этюды стопой лежали под кроватью, и когда я приходил к нему, он вытаскивал их с неизменной фразой: "смотреть у меня нечего, все – старье". И я вновь любовался волшебными тающими далями донских и крымских пейзажей".

Ф.П. Басов подготовил многих учеников, был непререкаемым авторитетом для более молодых художников. Из наиболее известных полотен Ф.П. Басова можно назвать "Буревестник" (портрет Горького), "Доярки", "Автопортрет", морские пейзажи, "Обрыв на Дону", "Речка Россошь осенью" и, конечно же, великолепно написанный "Россошанский хлеб". Воистину, "хлеб – всему голова" – вспоминаешь песню, глядя на это полотно. В том числе и нелегкий хлеб искусства.

Большими мастерами-художниками были братья Григорий и Борис Гончаровы, тоже уроженцы Россоши.

Старший из них, Григорий Андреевич Гончаров (1913-2001 г.г.), окончил трехгодичную художественную студию в Воронеже под руководством А.А. Бучкури. В годы Великой Отечественной войны служил в Средней Азии при военном училище. Очень много работал в жанровой и пейзажной живописи. В 1950 г. за картину "В.В. Докучаев в Каменной степи" Г.А. Гончарова приняли в Союз Художников СССР. Гончаров писал много и в отличие от Ф. Басова много выставлялся. Потому и стал широко известен не только в Воронеже, но и в столице. Известны его картины "Алексей Кольцов в донских степях", "Думы поэта", "Алексей Кольцов у А.С. Пушкина", "И.Н. Крамской у И.С. Никитина", "Доярки" и многие другие.

С Россошью он не порывал связей до конца жизни. В 1983 году он подарил краеведческому музею целую галерею своих картин и этюдов и много работ рано погибшего своего брата Бориса. Среди работ Г.А. Гончарова, находящихся сейчас в нашем музее, можно назвать портреты отца и матери, портреты жены художника, академика Мазлумова, "Сельская учительница", "Колхозная стряпуха", картины "Домашний лазарет в январе 1943 года", "В родные края", "Летний дождь", "Концерт в поле". А всего им созданы сотни картин и этюдов, пейзажей родного края. Это по-настоящему крупный художник, и мы вправе гордиться им. Не случайно ему присвоено звание "Почетный гражданин города Россошь".

В. БЕЛИКОВ.

Продолжение следует.

Вернуться предыдущую страницу
Hosted by uCoz