ТЫ НЕ ВЫДУМКА, СЛОБОЖАНЩИНА
Небольшая книга Юрия Петренко "Страна Хохляндия" вышла в свет в Воронеже в 2000 году. Через два года она попала мне в руки, была тотчас прочитана с большим интересом и добрым отзвуком в душе. Всё, о чём в ней рассказывалось, близко и понятно мне, жителю юга Черноземья.
Само название книги говорит, о чём она. Да, о "хохлах", потомках выходцев из Украины, об истории заселения ими наших благодатных мест в XVII-XVIII веках, об обычаях, укладах наших прадедов и дедов, об их певучей "мове", задушевных песнях и сказках, о нелёгкой борьбе за выживание.
Хотя со времени выхода книжки уже прошло четыре года, мне хочется сказать о ней добрые слова и познакомить с ней читателей, заинтересовать их, цитируя отрывки из текста. Полагаю, что читатель и без особого комментария поймет, что книга написана человеком, хорошо знающим эту самую "страну Хохляндию", любящим своих земляков, их обиход, нравы, искусство и ярко, не без юмора, рисующим живые картинки жизни.
Книжка разбита на 8 глав и 27 подглав. Кстати, к композиции, построению её можно предъявить претензии: умелый редактор мог бы выстроить более логично, более стройно.
Но это так, замечание мимоходом.
Вот заголовки некоторых подглав: "Хохлы. Внешний вид и происхождение", "Проживание", "Прошлое хохлов", "Великое переселение", "Козацкое наследие", "Фамилии", "Жилища хохлов", "Русская печь", "Кэндюх", "Хохлацкий говор", "Развитие хозяйства, промыслов, ремёсел", "Сапожники и чумаки", "Знаменитое хохлацкое сало", "Хохлацкая любовь", "Хохлацкие свадьбы", "Отношения между хохлами", "О численности хохлов". Кроме того есть страницы истории, в том числе о дворцовых переворотах, о визитах царя Петра I в наши края и прочем. Есть даже словарик хохлацких слов и выражений.
Откуда и как шло переселение украинцев в наши края?
Мне наиболее интересным, ценным показались цитируемые в книжке записи о разрядном приказе об украинцах, желающих поселиться на Битюге и обратившихся в 1680 г. с просьбой к царю Федору Алексеевичу: "…государю бьют челом из-за Днепра приходцы: уманцы, ольховчане, звенигородцы, збаражане, зеславцы, тернопольцы и иных Заднепровских малороссийских городов жители, которые от войны татарского султана и крымского хана с 1675 г. в разных годех перешли на сею сторону Днепра и живут в малороссийских городех… А зберется де их тысячь с десять семей". "Вот с каких мест Украины переселялись в наши края люди – переселенцы, потомки нынешних хохлов. Вот где истоки Хохляндии", – утверждает автор. И дале читаем об этом "великом переселении":
"Мы с вами как бы наяву… видим организованную многотысячную и пеструю колонну украинских переселенцев – с жёнами, стариками и детьми, со всем скарбом, медленно тянущуюся по пыльным степным дорогам к неизведанному и суровому будущему, к новой жизни, спасаясь от татар и ногайцев. Везли с собой плуги, бороны, бочки, мешки с зерном и солью, котлы и провиант, сундуки – "скрыни" с одёжей и обувкой, сёдла, хомуты, наковальни и молоты, прочую домашнюю утварь, без которой на новом месте жить было ох как трудно. Везли с собой и веру христианскую, бережно сняв и погрузив на возы церковные колокола, укутав и спрятав домашние иконы…
…Ехали семьями, "куренями", проезжая в сутки не более 30-50 вёрст по бездорожью, через леса и реки, строя мосты и переправы, охраняемые и сзади, и спереди козацким войском. Гнали с собой многочисленные стада овец и коз, везли свиней и домашнюю птицу. Всё это надо было не только перегонять, но и кормить. Трудна и опасна была дорога переселенцев".
Всё это вслед за полком Дзиньковского после 1654 года, после знаменитой Переяславской Рады. Хохлы-"черкасы" селились в будущих Острогожске, Ольховатке, Россоши, Репьёвке, Бутурлиновке, Богучаре, Кантемировке, Калаче, Подгорном, Петропавловке, Лисках, Калитве, Мамоне.
В Белгородской области – это нынешние Льгов, районы Грайворонский, Ракитянский, Ивнянский, Алексеевский; в Курской – Большесолдатский район, Пристенский, Судженский, Рыльский… Не от хорошей жизни двинулись "хохлы" в великий путь, навеки покидая родную Украину, а точнее – перевозя её в своих сердцах сюда, на юг России, чтобы заселить его, распахать вековые залежи чернозёма, с оружием в руках защитить себя и Россию от набегов крымских татар и ногайцев.
Украинцы внесли огромный вклад в обновление духовной жизни России после "смутного времени", – справедливо утверждает автор. – Смута не только ослабила, но и отдалила Московское царство от Европы. А украинцы, родные по духу, православные и, вместе с тем, приобщившиеся к западной культуре, смогли адаптировать ее применительно к России, передать ее в доступном виде". Конечно же, это был не единственный "мост сближения", но существенный и естественный.
"В трудное военное время, когда с Дикого поля к южным границам России постоянно подходили и угрожали им крымцы, ногайцы, сжигающие и сметающие все на своем пути, предки хохлов "черкасы", украинские козаки не строили на первых порах крепких основательных домов, так как их все равно бы могли сжечь.
Строили, плели из лозы, обмазывая их глиной, небольшие хатки-мазанки, "курени", шалаши-времянки, утепляя их бока на зиму хворостом, бурьяном, а позже "одевали" сухими стволами подсолнуха".
Не правда ли, до боли знакомая картина для нас, кто помнит родную деревню уже 40-50-х годов двадцатого века? Даже из бросового, подручного материала умели строить себе жилье. Хоромы были не по карману долгое и долгое время.
Помогала коллективная взаимовыручка. Кто не помнит, как лепили саман, как обмазывали новый дом, накладывали глиняный потолок. Об этом тоже ярко показано в книге Ю. Петренко:
"Желтую вязкую глину хозяева привозили с под-горы, из ям, по кругу раскладывали, разравнивали ее и стлали сверху солому. Затем заливали в нее воду, водили коней по кругу, размешивали глину, добавляли соломки, кизяка. Глина делалась вязкой и клейкой. Вечером после работы вели купать на речку лошадей, оставляя глину доходить на ночь. Утром на "мазання" выходила по просьбе вся улица – и "парубки" и дивчата", женатые и старики со старухами, всем находилась работа. Кто воду таскал, кто глину заворачивал в шары, кто коня водил, кто подавал "замес" женщинам, они же мазали хату, с силой вгоняя глину в стену и размазывая ее по дранке ровным, гладким слоем. Со стороны это походило на растревоженный муравейник, люди сновали туда-сюда.
На "мазання" одевались в старую рабочую одежду, потому как работа была мокрой и грязной. Все делалось скоро, с огоньком, дружно и с песнями…
Крыли хатку или прочной гибкой соломой, или камышом – очеретом, позже – железом. Солому и "очерет" аккуратно по краям обрезали, получалась "стрiха", в которой обосновывались воробьи, а иногда и осы".
А вот целая ода русской печи, которую осваивали выходцы из Украины. Она стала центром в крестьянской избе". "В печи выпекали ржаной хлеб "паляныцю", высокий да ноздреватый. Такой хлеб, сверху коричневый, а снизу злолтисто-желтый, вынимали из печи, обмывали чистой водицей из криницы, накрывали рушником и крестили. Он не черствел неделями, был очень вкусным и питательным. Отрежешь, бывало, горбушку ржаного печного хлеба, посыплешь солью да съешь со стаканом парного молока. Вкуснотища! И можно полдня ходить сытым да довольным. На праздники в ней пекли узорные розовые пряники, "коныкы да "павы", дарили их детишкам на "щедрування"" и колядки. Выпекались в ней медовые памушки и "бурсаки", свадебные пирожки и пироги.
В русской печи сушились фрукты, овощи, грибы, орехи. В ней готовили тот самый знаменитый украинский борщ, нигде такого больше не сваришь. Вкуса он необыкновенного. Представьте себе крутобокий чугунок с мясом, картошкой, а главное – с красной свёклой – "буряком", со специями, томно парящийся на еле тлеющих угольках. Запах и аромат такого борща разносится по всей улице. Чудо, а не борщ!
Идешь, бывало, зимой по переулку, снежок похрустывает, а из печных труб дымок вьется. Вострым носом чувствуешь, где что готовят: вот у Мотуза борщ варят, у Набочихи хлебом печеным запахло, у Редькив картошка жарится, шкварчит. Запахи, запахи далекого детства… Где вы?"
Вообще, похоже, автор большой любитель вкусно поесть, во всяком случае, - "вкусно" описывать украинскую еду, процесс ее приготовления. Украинскому салу и "кэндюху" – каше, сваренной в специально обработанном свином желудке, автор посвятил по главе, нашел удивительно "аппетитные" слова:
"Кэндюх" сияет, довольный, расточая запахи, дух божественный. На кухне в это время усидеть невозможно. Душистый аромат сверлит ноздри, выгоняет мужиков в сени, на улицу. "Боже ж мiй, боже, з ума зiйти можно!", – крутят они спасительный цигарки, глотая слюнки.
И вот наступает самый ответственный момент. Заслонка в печи открывается. Румяный солнечный шар ставится на середину стола. "У-у-у-х!" - выдохнул утомленный люд. – Наконец-то!". Красновато-коричневый, круглый, как земной шар – глобус, он очень привлекателен и вызывает у всех небывалый аппетит.
Хозяйка, перекрестив его, длинным и острым ножом разваливает "кэндюх" надвое. Томленная в нежнейшем сосуде и в собственном соку, приправленная пикантным соком грибков и сдобренная украинским смальцем, пуховая, воздушно-ноздреватая каша источает сногсшибательный запах и аромат. Вместе с тающим во рту нежным мясом желудка кушанье представляет собой неземное, поистине райское наслаждение. Соус приятно обжигает и распирает полость рта. "Хорошо-то как, Господи! Вкуснотища-то какая!". Ешь и боишься язык проглотить. Вкус и запах блюда волшебно-непердаваемый, все вокруг радуются и смеются, славя русскую печь и хозяйку, сотворившую это чудо поварского искусства".
Воистину, настоящий хохол – этот автор. И такое яркое, в духе Франсуа Рабле или молодого Гоголя, видение мира, этой самой "страны Хохляндии" мы прослеживаем на многих страницах небольшой по объему книжки. Есть, наверное, в ней и спорные гиперболические утверждения, но одно не вызывает сомнения – глубокое знание народного быта, языка, народного творчества своих хохлов – земляков и любовь ко всему этому, к этим людям, бесхитростным и мудрым, беспечным и удивительно талантливым.
Все эти Шевченко и Терещенко, Геращенко и Радченко, Демченко и Величко, Кравченко и Павленко, Голубы и Зозули, Кавуны и Бульбы, Бугаи и Орлики, Ковали и Бондари, Макогоны и Гайдамаки, Подопригоры и Завертайлы, Черноусы и Белоусы, Добрыдни и Дирконосы стали частью великой России, но не порвали и не желают рвать свои украинские корни. Они и есть тот мост между великими славянскими народами, через который шло вековое общение и, надеемся, не прервется никогда.
"Страна Хохляндия", "Слобожанщина" - как бы ни называли нас, компактно проживающих потомков тех хохлов – "черкасов", что пришли с добром на нашу землю и в ней укоренились, – она существует в памяти нашей, в языке, в нашем творчестве, она в сердцах наших. И спасибо таким авторам, как Юрий Петренко, за корневую любовь и память. Книга "Страна Хохляндия" заслуживает нашего внимания и "щiрой подяки" за светлую радость познания самих себя.
В. БЕЛИКОВ.
"Россошь", 2004 год. №№34, 35.
|