В минувшую субботу, в ГДК, состоялся очередной фестиваль Слободской Украинской культуры. По счету он третий, по значимости – уникальный.
Вдруг ожили родные пепелища – от Днепра и до Дона, которые много десятков лет назад заселили наши прародители – бабани и дедуни, тато и мамыньки. Здесь, в нашем отчем крае, они строили свои курени и хаты, защищали их от ворогов, умерших хоронили, нивы возделывали, своим богам молились. Здесь они любили, детей растили, посиделки и праздники устраивали, песни складывали, свое ремесло вместе с красотой душевной молодым передавали. Все это, родное, кровное, века пережило, да вдруг, уже в наши дни, под слоем грязи оказалось. Той самой псевдокультуры, только и способной на растление, зло, насилие, опустошающие человеческие души. Все это духовной катастрофой обернулось, ужас вызвало.
Никого не надо убеждать, что народ, не уважающий своих предков, не имеет будущего. Кажется, в результате известных событий мы оказались именно в такой ситуации. Но легко мораль читать, возмущаться – гораздо труднее делом заниматься. За него-то и взялись главный редактор газеты "Россошь" Виталий Николаевич Климов, депутат районного Совета, постоянный и главный спонсор этого нового в Россоши дела Александр Митрофанович Бабешко, генеральный директор ЗАО "Коттедж-индустрия" Юрий Александрович Кухтин, генеральный директор МПМК "Россошанская-2" Владимир Михайлович Сисюк, управляющий крестьянским хозяйством "Маргарита" Юрий Александрович Ивасенко. Их начинание, обретшее форму фестиваля Слободской Украинской культуры на призы газеты "Россошь", поддержали писатель, соб. корр. газеты "Коммуна" Петр Дмитриевич Чалый, поэт Виктор Васильевич Беликов и другие известные у нас люди. Только из опубликованных ими в газете "Россошь" краеведческих материалов можно составить очень интересную книгу о богатейшей истории нашей батькивщины.
А дело-то, за которое взялись энтузиасты, на поверку оказалось многотрудным. Приветствуя гостей и участников фестиваля, председатель его оргкомитета Виталий Николаевич Климов, в частности, заметил, что в начале было много скептиков, а когда подняли первый пласт Слободской Украинской культуры, оказалось, что у нас богатейшее наследие.
Признаться, и я допытывала родоначальников фестиваля А.М. Бабешко и В.Н. Климова, дескать, столько забот, столько хлопот, материальных затрат, наконец. Зачем вам это надо?
– Умирает культура, – ответил Александр Митрофанович, – вымываются ее здоровые жизненные силы бездуховным вздором, что ворвался в нашу жизнь через печать, радио, телевидение. Оскудевают души. Я, как местный житель, не вправе быть сторонним наблюдателем. Каждый уважающий себя человек должен хранить свою культуру, гордиться ею, приумножать и передавать все лучшее молодежи. Она тянется к хорошему, активно участвует в нашем фестивале. Это стремление сродни новым, живым родникам, которые нужно бережно направлять, поддерживать. Для молодежи никаких затрат не жалко.
– Главная цель – противопоставить псевдокультуре истинно русские, славянские ценности, завещанные родителями, которые помогли выстоять в кровопролитной войне с фашизмом, поднять Россию до космических высот. Организуя фестиваль, мы стремимся воспитать у молодежи любовь к своей малой Родине, ее традициям, заложенным старшими поколениями слобожан-переселенцев с Украины.
Что ж, верно подмечено. И добрые приметы у фестиваля появились. Впервые для его проведения был предоставлен городской Дом культуры, впервые в работе фестиваля принял участие начальник отдела по культуре районной администрации Виктор Владимирович Стрех. А это - признание.
Фестиваль стараниями членов оргкомитета обзавелся своей символикой. Есть у него, если можно так сказать, Герб, украсивший сцену, есть Гимн, вдохновенно и стройно прозвучавший в исполнении россошанского народного хора "Славянка".
От имени делегации из Воронежа, в составе которой прибыли девять экспертов-профессионалов по народно-прикладному и фольклорному искусству, фестиваль приветствовал профессор ВГУ, председатель общественной организации "Перевесло" Николай Данилович Бирюк. Организаторы вручили гостям хлебные караваи на вышитых рушниках.
– Щиро дякую, – поблагодарила, приняв хлеб, председатель комиссии национальностей при областной администрации Ганна Романовна Кофтенко. Она тихонько подпевала исполнителям, аплодировала, потом поделилась:
– Эти песни для меня, уроженки Сумской области, как крик души. Мне напомнили здесь даже те песни, которые когда-то пели мои мама и бабушка. Признаться, не ожидала. Очень хорошо подготовлен фестиваль. Он нужен нам, ныне разобщенным, как роса, как вода для подсохших корней, чтобы они дали новые всходы.
Вот оно – то большое, что обозначилось уже сегодня, и о чем главный редактор газеты "Россошь" В.Н. Климов скажет, подводя итоги фестиваля:
– Он нашел своего зрителя и почитателя, он уже в душах людей.
А люди, между тем, успели присвоить фестивалю "статус" праздника. Приветствуя друг друга в фойе Дома культуры, они непременно добавляли: "С праздником!"
– Потому что фестиваль хороший, – пояснила побывавшая на нем Антонина Пантелеевна Агапова. - Век в Россоши прожила, а такой красоты не видела.
– Душу согрел этот праздник, – добавила Алла Георгиевна Начинкина. – Я будто свиделась с тем родным и близким, что было, да как-то забылось. Спасибо добрым людям за неожиданную радость.
И в самом деле, все услышанное, увиденное на фестивале привлекало, радовало, волновало. Да вот же он, садик, горнушка (печка) и женщина в платочке, так похожая на мою маму, готовит обед. И котишка тут как тут. Уцепившись передними лапками, обследует стул, на котором ведро и кружка, - что тут вкусненького? А рядом, в рамках натюрмортов, виноград, надрезанная дыня, дольки арбуза и оставленный на время столовый нож. Сейчас мама вернется к столам, где разложено это добро, поставит тарелки и позовет всю семью обедать - вспоминаю вслух картины из далекого детства и вдруг слышу, совсем рядом, тихое:
"Затопила горнушку чуть свет,
Что могла напекла, наварила,
На большой поминальный обед
Мимоходом людей пригласила.
Приговаривая, угощала,
Наливая в тарелки борща:
"Йiштэ, йiштэ, багато надбала,
Каша тилькы пока горяча.
Всю родню помяните нашу,
Я еще ведь живая пока…"
Поэтесса Раиса Дерикот как бы проиллюстрировала своими стихами картину художника Виктора Колиуха, сюжетную линию которой так удачно дополнили натюрморты, написанные его братом Василием. Сумел Виктор Колиух заметить то, мимо чего мы проходим. И покорил аудиторию. А чуть левее экспозиция произведений художника Николая Сердюка. В ее верхнем ряду вот-вот зазвонят колокола.
– Это храмы, что в городе Нежине, где учился Николай Васильевич Гоголь и откуда я родом, - пояснил художник. - Их там аж семнадцать. Все реставрируются. Один, по преданию, самый красивый, за ночь ушел под воду. Достраивали его в праздник, а это, говорят старые люди, грех большой. Вот и исчез храм.
Тут же батальная картина. А рядышком такая мирная – про девушек, возможно, наших бабушек, прабабушек, которые в ночь на Ивана Купала, загадав желание, веночки в реку бросали. Куда они приплывут, на какую судьбу дивчину обрекут? Мне так думается – на самую хорошую: увидела я точно такие же венки, укрепленные на портьерах сцены ДК. Сцена от этого враз посветлела, стала праздничной, нарядной. Воистину, волшебной силой красоты обладали наряды наших бабушек.
Тут же картины художника Надежды Радевской. Они очень трогательны в своем откровении, незащищенности. Вот домик под износившейся камышовой крышей. Его, кажется, покидает последнее тепло домашнего уюта. Так и хочется подойти, сказать на прощание что-то очень хорошее, доброе, согреть старину. А вот колокольня, ныне именуемая храмом Александра Невского, вешние талые воды. Можно бы назвать эту картину "Весеннее возрождение". Ради такого возрождения Слободской Украинской культуры, людских душ затевался и этот фестиваль.
– На фоне разрыва славянских народов по политическим и другим мотивам, на фоне смятения в душах людей этот фестиваль нам очень необходим, – сказала в беседе Надежда Михайловна. – Я бы сравнила его организаторов с людьми, которые восстанавливают храмы. Трудно построить, реставрировать храм, еще сложнее построить или реставрировать его в душах.
На картинах художника Юрия Малинина, если официально, – семейный портрет. А неофициально – мои бывшие соседи: дядя Сережа, тетя Клава и бабушка за швейной машинкой. Вместе с мамой на этой машинке они в трудное послевоенное время мастерили обновки для нас, малышей. Рядом жили, вместе выживали. Спасибо вам.
– Фестиваль для меня большой праздник. Это наша история, культура, наши корни, – сказала учительница-пенсионерка Таисия Ивановна Бутко. – Передайте низкий поклон от меня, коренной жительницы нашего края, главному редактору газеты "Россошь" Виталию Николаевичу Климову, депутату Александру Митрофановичу Бабешко, всем, кто затеял этот фестиваль. Я восхищаюсь людьми, которые организовали для нас встречу с редкой красотой, и очень сожалею, что такое нужное дело обойдено телевидением.
Богатство, созданное руками народных умельцев и представленное на фестивале, поражает воображение. Трудно пройти мимо чистой, светлой горенки с предметами старинного быта в хатке, огороженной плетневым палисадом и яркими сояшныками (подсолнухами). Тут же и веселые, смешливые дивчата в вышитых костюмах, неизменных венках с радугой лент – зазывают: "Проходите, люди добрi" (Дом художественных ремесел). Многое здесь выполнено руками детей, постигающих в этом учебном заведении тонкости ремесла, которым, благодаря молодежи, вон тем дивчатам в венках, и поныне славится наша слобожанщина.
Вышивка, вязание, лозоплетение, резьба по дереву, различные поделки, приданое невесты, неподражаемые и известные всему миру вышитые рушники. Когда-то наши мамы и бабушки (в селах и ныне можно видеть такое) обряжали ими иконы в святых углах - непременной принадлежности каждого жилища, каждой семьи. И делалось это не ради самой красоты, а ради того, чтобы вот такие "святые углы" нашли место в человеческих душах, чтобы дети росли совестливыми, трудолюбивыми, почитали родителей, старших, чтили святую батькивщину. "Грiх тоби будэ", "Не бери грех на душу" - помните?
Посетители то и дело задерживались у столика с куклами (СШ №25). Гордая осанка, в позах чувство собственного достоинства - красивые, достойные люди населяли слобожанщину, мы, потомки, можем ими гордиться. Все это сумели разглядеть, подметить и воссоздать в своих творениях - куклах учителя Л.А. Ивасенко, Л.И. Пивоварова и их ученики. Да вон же они сами – под одобрительные аплодисменты зала водят свои хороводы на сцене Дома культуры, поют, разыгрывают бытовые сценки. Они будто пожаловали на фестиваль из времен наших бабушек и прабабушек. Впрочем, и зовется детский ансамбль "Бабушкины песни". До слез растрогали, покорили и выступления детских фольклорных ансамблей из Кантемировки – "Щедривка", из села Шапошниковки Ольховатского района – "Хуторяночка" и "Бабушкины песни" (СШ №25) из Россоши. Вот они чистые, живые родники, для которых главный редактор газеты "Россошь" В.Н. Климов, депутат райсовета А.М. Бабешко и их единомышленники не жалеют ни сил, ни средств. Важно, чтобы они были, главное, чтобы они жили, соединяя прерванные нити народного искусства, которые имел в виду президент РФ, говоря, что некоторые направления культуры у нас сознательно забывались.
Сказать о состоявшемся 22 ноября в ГДК фольклорном фестивале трех районов юга Воронежской области, что на нем прекрасно пели, хороводы водили, сценки разыгрывали, значит, ничего не сказать. В выставочном зале, на сцене ДК около семи часов длилось то действо, о каких говорят - лучше раз увидеть… Слышала, что кто-то где-то собирается выпускать звуковую газету. Газета "Россошь", задумавшая вернуть из забвения народное художественное творчество, не располагает звуковой дорожкой, чтобы донести хотя бы часть тех чудных песен в исполнении хоров, дуэтов, ансамблей, солистов. Однако сожалею я о другом. Ни одна из местных телекомпаний не сочла нужным почтить своим присутствием фестиваль. Но не будем об этом. В данной ситуации нахожу бестактным толковать об иванах, не помнящих родства.
Большое, наверное, и в самом деле видится на расстоянье. Председатель комиссии национальностей при областной администрации Ганна Романовна Кофтенко, завороженная, что называется, фестивалем, сообщила, что намерена отправить его запись в Лазаревское, а затем в Москву, где при совете национальностей создан центр, вроде лаборатории, где изучается творчество фольклорных коллективов. А на днях президент РФ Владимир Путин на встрече с генеральным секретарем ЮНЕСКО назвал российскую культуру донором культуры мировой и сообщил, что в России будет проведен большой фестиваль фольклорных коллективов, посвященный 60-летию Великой Победы. Хорошая новость. Слобожане и газета "Россошь" положили ему начало.
Фестиваль Слободской Украинской культуры на призы газеты "Россошь" и в самом деле как бы вернул к жизни забытую старину. Благодаря фестивалю она стала ближе, понятней, родней. Главный редактор газеты "Россошь" В.Н. Климов, подводя его итоги, сказал, что жюри фестиваля отметило значительно возросшее мастерство фольклорных коллективов. Это чувствовалось во всем - в выступлениях самодеятельных артистов, в их костюмах и их украинской мове, которая звучала вперемежку с русской речью. Переводчики не требовались. А мое внимание снова и снова привлекали рушники, вышитые крестом, которые прислала Ирина Ивановна Посвежинная из села Первомайского. По наследству от матери перешли к ней те заветные рушники. Да и сама Ирина Ивановна, ее семья - известные в селе рукодельники. На рушниках читаем вышитое: "Хай рiвною стелиться ваша життева дорога, хай обминае вас бiль i тривога". И еще: "И на тiм рушничковi оживе все знайоме до болю: i дитинство, i розлука. Твоя материнска любов". Вот оно мудрое заповит-завещание всем нам от земли материнской. У нас, славян, едина доля. И Бог у нас один.
А. БОЖЕНКОВА.
ЛАУРЕАТЫ III ФЕСТИВАЛЯ СЛОБОДСКОЙ УКРАИНСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРИЗЫ ГАЗЕТЫ "РОССОШЬ"
В номинации на приз им. Николая Костомарова первое место занял коллектив кантемировского села Бондарево - "Бондаряночка" (руководитель И.Я. Роменской); второе - "Лучинушка" из с. Шапошниковки Ольховатского района (Г.А. Локотко); третье – Лизиновского ДК (А.С. Девятко).
Отдельно отмечены хор Ольховатского РДК, Россошанский народный хор "Славянка" и коллектив худ. самодеятельности Новокалитвенского ДК.
В этой же номинации среди детских коллективов первое место занял ансамбль "Щедривка" (с. Бондарево Кантемировского р-на); второе – ансамбль "Хуторяночка" (с. Шапошниковка Ольховатского р-на); третье – ансамбль "Бабушкины песни" (СШ №25).
Отмечено дипломом инструментальное трио "Черемшина" Россошанской ДШИ.
Приза им. Евгена Плужника удостоена десятилетняя солистка Ольховатского РДК Наташа Тищенко.
Среди взрослых солистов призы им. Евг. Плужника получили Валентина Бабуцкая – первое место (Ольховатский РДК), Любовь Мягкая – второе, Евгения Потапова – третье (Россошь).
Особо отмечены дуэты: Светлана Шапошник – Нина Двирник (с. Шапошниковка Ольховатского р-на), Надежда Руднева – Григорий Коржов (Россошанский ГДК), Анна Левченко – Алексей Дубровин (Россошанская ДШИ).
В номинации на приз им. художников братьев Гончаровых лучшими признаны: 1. Виктор Колиух, 2. Николай Сердюк, 3. Иван Кветкин. Отмечены работы Ю. Малинина и Н. Радевской.
В номинации на приз им. Владимира Цимбалиста первое место присуждено коллективу рукодельниц Первомайского ДК (Россошанский район), второе – выставке Россошанского дома художественных ремесел, третье – коллекции старинного рукоделия мастериц из с. Марченковки Ольховатского района и собственным работам Ольги Ивахненко.
Особо отмечены кукольные старинные наряды, изготовленные преподавателями Россошанской СШ №25 Л. И. Пивоваровой и Л.А. Ивасенко, а также резьба по дереву преподавателя Россошанского дома художественных ремесел Валерия Викторовича Льяшова.
|