300 лет Слободскому краю


ТАМ ХРАМ СТОЯЛ

Сейчас, наверное, даже из старожилов Россоши редко кто помнит, что у перекрестка трех дорог за спиной каменного воина на братской могиле стоял Ильинский храм. Красивый, исполненный в византийском стиле, светился главным куполом на сорокаметровой высоте. Стояла церковь вроде бы ближе к зданию нынешней санэпидемстанции, у которой проезжим и прохожим мигают светофоры.

Насколько мне известно: пока не найдена фотография храма, зато есть он на рисунке. В старинном воронежском журнале встретился подробный рассказ "Закладка храма в слободе Россоши, в ее части, именуемой Заболотовкой". Печатается речь священника И. Соколова, "род которого в лице деда и отца служил в Россоши целое столетие".

Это страницы нашей истории.

1897 ГОД. СЛОБОДА РОССОШЬ

Обширная, торговая слобода Россошь – одна из населенных местностей юго-западной окраины Острогожского уезда. Слобода расположена по обеим сторонам рек Россоши и Черной Калитвы, которые, по слиянию, образовав в конце поселения угол или россоху, отчего произошло и самое название Россоши, широкой водной полосой впадают в Дон. Посреди села на довольно заметном плоскогорье, к западу от реки Россоши, возвышается величественный каменный храм, построенный в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, далеко не похожий на обыкновенные сельские церкви. Храм пятиглавый, трехпрестольный, светлый, вмещающий до 3000 молящихся. При храме четыре причта. По-видимому, и этого храма достаточно для одной слободы. Но, при значительной численности населения, простирающегося до 12 тысяч обоего пола, и обширный Крестовоздвиженский храм не может вместить и одной трети прихожан, увеличившихся в последнее время значительно числом служащих на близлежащей Ю.-В. железнодорожной станции Михайловки. Нарастала неотложная необходимость в устройстве другой церкви в слободе Россоши. На сельских сходах чаще и чаще стали раздаваться голоса за постройку церкви, наконец, 15 декабря 1895 года собравшиеся на волостной сход крестьяне порешили не откладывать дела, и тут же потребовали, чтобы сельское начальство распорядилось послать за отзывчивым к народным нуждам старым своим священником отцом И.А. Соколовым, род которого в лице деда и отца (священников) служили в Россоши целое столетие. По совместном рассуждении крестьяне на этом сходе приговором постановили: а) просить Епархиальное начальство о разрешении построить новую каменную церковь в честь святого пророка Божия Илии на Заболотовке, за рекой Россошью, вместимостью на 2000 душ; б) просить светское начальство о дозволении 20 июля, в день празднования пророка Илии, иметь ежегодную ярмарку, так как во всей окрестности, на далекое расстояние, нет нигде ярмарки в это время, а по хозяйственным рассчетам местного и окрестного населения оная крайне необходима; в) просить духовное начальство о выдаче на новую церковь из 14 1/2 тысяч запасных сумм Крестовоздвиженской церкви 7000 рублей. В составлении означенного капитала прихожане участвовали своими приношениями. Остальные пункты приговора касаются разных обязательств со стороны крестьян по устройству церкви, как то: отвода подцерковных усадеб, устройство домов для причта, школ и прочих. Последующими приговорами от 28 апреля 1896 года за №13 и 24 марта 1897 года за №15 Россошанское общество обязалось ежегодно платить с каждой души мужского пола от 15 до 60-летнего возраста по 50 копеек с души и отдавать в полное распоряжение строительного комитета все деньги за арендуемые разными лицами общественные усадебные и базарные места близ станции Михайловки Ю.-В. железной дороги до полного окончания постройки и отделки церкви и подцерковных домов.

Таким образом в достаточной степени обеспечена была прихожанами материальная сторона этого дела, Епархиальное начальство разрешило построение церкви, а Преосвященнейший Владыко Анастасий положил милостливую резолюцию отчислить из запасных средств приходской церкви 7000 рублей. Без этой незабвенной для всего прихода милости Архипастыря не только в этом году, но и через 10 лет постройка не началась бы.

Всякое дело – за началом, а без денег что можно начать. Составление проекта церкви и сметы поручено было архитектору по Острогожскому уезду Н.Н. Афанасьеву. Поручение выполнено г. Афанасьевым с полным успехом. Прекрасный план храма, правильно разработанный и рассчитанный на значительное число молящихся, особенно выделяется богатым освещением посредством оконных отверстий, расположенных в три яруса. В верхнем обширном куполе 16 окон, в 4 боковых круглых куполах по 9 в каждом 36 окон и в нижнем ярусе храма и колокольни 31 окно, всего 83 окна. Вышина церкви с крестом 68 аршин, колокольни 71 аршин. Длина церкви внутри 68 аршин, а с колокольней 78 аршин. ри обширности постройки новый храм обойдется сравнительно недорого. Все работы по устройству и отделке храма, за исключением иконостаса, исчислены в 74000 рублей, в каковой сумме и заключен контракт с известными подрядчиками по постройке церквей Ефимом и Андреем Семендяевыми. Для наблюдения же за доброкачественностью материалов и производством работ избран особый строительный комитет под председательством местного приходского священника И.А. Соколова. В комитет этот вошли 35 старателей из местных прихожан. Благодаря усердию и участливому отношению к делу этих старателей, преимущественно энергичного их председателя, предварительные работы по устройству храма и подготовке строительного материала быстро продвинулись вперед, и уже к июлю сего года все было готово к закладке храма, каковая и назначена была на 20 июля – день пророка Божия Илии, в честь и память которого устрояется новый храм.

Освящение основания церкви, по распоряжению Его Преосвященства, было поручено Ректору Семинарии Протоирею А. Спасскому, который и прибыл в Россошь со скорым поездом в 12 часов дня 19 июля. Уже в этот день часов с трех стали появляться богомольцы из соседних сел и хуторов, а к 5 часам вечера народ уже густою толпою наполнял места за оградою вокруг храма. В 6 часов вечера началось всенощное бдение; причем на литию и величание выходил Ректор Семинарии с участием местных священников о. о. И. Соколова, Ф. Лукина, И. Оболенского и священника слободы Шапошниковой отца П. Шмаринова. Пел хор местных певчих, исполняя церковные песнопения с особым тщанием и вниманием. Обширный храм далеко не мог вместить всех желающих молиться в нем. Всенощное бдение закончилось в 10-м часу вечера.

На другой день раннюю литургию совершал очередной священник отец Ф. Лукин, а позднюю Ректор Семинарии Протоиерей А. Спасский в сослужении четырех священников и двух диаконов. Торжественное соборнее служение и умилительно-стройное исполнение певчими песнопений церковных, видимо, располагало всех присутствующих к благоговейному настроению и молитве.

По окончании литургии священнослужащие во главе с Ректором Семинарии вышли на середину храма, где было положено начало молебного пения святому пророку Божию Илии, с запевом "святой пророче Божий Илие славный моли Бога о нас" крестный ход в предшествии местно чтимых икон с хоругвями и свещами направился из храма к месту построения новой церкви. В крестном ходе приняли участие и соседние священники до десяти лиц, диаконы и псаломщики и масса прихожан и сторонних богомольцев, собравшихся, по мнению некоторых, в значительном количестве от 15 до 20 тысяч. Крестный ход направился по большой улице через реку Россошь на восток и, несмотря на значительную численность принимавших в нем участие, прошел все пространство (11/2 верст) в полном порядке, без всякой давки и тесноты, благодаря главным образом распорядительности и. д. станового пристава г. Троицкого и местной полиции. Около 12 часов дня крестный ход приблизился к месту постройки храма и остановился на заранее приготовленном деревянном помосте, прикрытом сверху полотняным шатром, где совершен был "чин, бываемый на основание церкви и водружение креста".

На торжестве закладки присутствовали шталмейстер Высочайшего Двора генерал Пав. Вл. Родзянко с супругой, земские начальники Светлейший Князь Г.И. Грузинский, И.П. Куликовский и другие представители местного интеллигентного общества. Перед началом освящения священник И.А. Соколов произнес речь (помещаемую ниже), в коей выяснил как обстоятельства, послужившие поводом к построению храма, так и те побуждения, по коим новосозидаемый храм посвящается имени пророка Божия Илии.

После освящения места для главного престола и водружения креста был окроплен святой водою приготовленный заранее камень для основания с высеченным в нем крестом. В этот камень заложен был цинковый лист со следующей надписью: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, основася сия церковь в честь и память святого пророка Божия Илии, при державе Благочестивейшаго, Самодержавнейшаго, Великаго Государя Нашего Императора Николая Александровича, при святительстве же Преосвященнейшаго Анастасия, Епископа Воронежского и Задонского, в лето от сотворения мира 7405, от Рождества же во плоти Бога Слова 1897, июля 20 дня Закладку храма по установленному чину, с местными и окрестными священнослужителями, с благословения Преосвященнейшаго Анастасия, совершил Ректор Воронежской Духовной семинарии Протоиерей А.М. Спасский. рам сей по проекту инженера И.Н. Афанасьева сооружается на отчисленные Преосященнейшим Анастасием из сумм Россошанской Крестовоздвиженской церкви 7000 рублей, на мирские общественные суммы и на доброхотныя пожертвования православных христиан. Храм устанавливается крестьянами Ефимом Трофимовичем и Андреем Ефимовичем Семендяевыми подрядным способом за 74 тысячи рублей".

По окончании освящения крестный ход в прежнем порядке возвратился в храм. После чего священнослужащим и представителям местного общества строителями храма была предложена праздничная трапеза в особой палатке прекрасно обставленной, украшенной зеленью и цветами. Для пришельцев-богомольцев из соседних сел и хуторов предложена была хлеб-соль на открытом месте. На лицах всех присутствующих и особенно на лицах близко стоящих к делу заметно было особое выражение довольства и духовной радости от сознания, что Господь благословил наконец положить начало великому и святому делу.

На отправленные строительными комитетами телеграммы по случаю закладки храма Милостливый Архипастырь, Преосвященнейший Владыка Анастасий на телеграмме начертил "Слава Богу, что началось доброе дело", Преосвященнейший Димитрий Епископ Тверской и Кашинский ответил "сердечно поздравляю с сугубым торжеством", а Начальник Воронежской губернии В.З. Коленко прислал телеграмму следующего содержания: "не имея возможности прибыть в Россошь, присоединяюсь молитвенно к торжеству освящения начала постройки храма". Сочувственные ответные письма были получены и от И.А. Перрен-Синельникова, земского врача А.В. Мишина и многих других лиц.

Речь, сказанная священником П. Соколовым пред закладкою храма в слободе Россошь, Острогожского уезда

Христолюбивые слушатели! Приветствую всех вас – как местных жителей, так и прибывших на праздник наш сторонних посетителей и от лица всего Россошанского общества, благодарю, что по случаю закладки нового храма вы пожаловали разделить нашу духовную радость. Пред началом молебствия сего считаю долгом указать на те обстоятельства, которые послужили поводом к построению второй церкви в слободе Россошь и затем объяснить, по какому побуждению храм сей строится в честь Пророка Божия Илии.

Крестовоздвиженский храм наш велик, но по числу жителей в слободе Россошь и хуторах, к ней принадлежащих, в нем может поместиться менее третьей части жителей. В такие торжественные дни, как страстная седьмица, Светлый праздник, Рождество, Крещение и даже в воскресные дни, особенно зимой, целые тысячи прихожан сидят дома, не имея возможности проникнуть в церковь. Потребность строить новый храм или распространить существующий давно сознавалась, но от слова до дела никогда не доходило. Пройдет зима, поредеет немного в церкви и опять замолчат. Так продолжалось целые десятки лет. После смерти покойного протоиерея отца Георгия в 1895 году духовенство наше с церковным старостою вошло наконец с прошением к Преосвященному Владыке Анастасию о распространении через устройство трапезного отделения нашей Крестовоздвиженской церкви. В прошении испрашивалось дозволение истратить на этот предмет весь церковный запасной капитал, состоящий из 14 1/2 тысяч рублей. Мудрый наш Архипастырь, принимая во внимание, что распространение храма нисколько не приблизит к церкви вдали живущих прихожан и не уничтожит естественных препятствий быть им в церкви, например, весной за разлитием реки, а осенью и зимой часто за несносной погодой, на просьбу нашу ответил: стройте новую церковь в другом месте, а епархиальное начальство окажет прихожанам всевозможное пособие. Строительный комитет и уполномоченные от общества открыли свои действия по устройству нового храма, но на первых же порах, как это обыкновенно бывает при начале всякого нового дела, возникли недоразумения и всевозможные затруднения. Трудно было преодолевать ставшие на пути препятствия, но Господь помог. Что считалось невозможным и несбыточным, то стало делом.

Место, где мы теперь находимся и где имеет быть храм Божий, говорят старые люди, давно было облюбовано и намечено для церкви. Много лет тому назад один крестьянин некто Никон Сухомлин хотел на этом месте строить мельницу, а другой – Степан Цымбалистый всячески препятствовал постройке, уверяя, что на этом месте непременно будет Святая Церковь. Он даже приглашал соседей своих поставить крест с той целью, чтобы уже никто на будущее время не имел поползновения возводить на этом месте какую-либо постройку. Был ли поставлен в свое время этот крест – не знаем, но разговор, часто переходивший в спор между упомянутыми крестьянами, остался в памяти у Заболотян.

Наименование строящегося храма Ильинским произошло таким образом: в 1895 году весной я отправился со святостию по полям для служения молебнов. Раньше, лет 29 я ходил со святостию всякий год на запад, в сторону к Ольховатке, а в 1895 году по некоторым причинам мне пришлось пойти на восток, в сторону к вокзалу или к Лиману. Послужив молебны в поле и панихиды на ближайшем кладбище, мы проходили со святостию по месту, где теперь находимся. Народ просил на этом месте отслужить молебен Святому пророку Божию Илии. Служу, но не скрою, стоя лицом к востоку, я любовался замечательно красивым местоположением, тут же на глазах движение поездов. Когда люди после отпуска подходили к кресту, я стоял лицом на запад, вся Россошь как на ладони, опять чудный вид. По какому случаю, обратился я к народу, вы пожелали тут отслужить молебен? Нам желательно, отвечали стоящие впереди, чтобы на этом месте была Илии пророка церковь, и чтобы в это время у нас была ярмарка. Прежде всего ищите себе царствия Божия, остальное все будет. Мы каждодневно просим, продолжал я, у Господа хлеба, " хлеб наш насущный даджь нам днесь", а хлеб произростает при благоприятной погоде, когда приходят вовремя дожди. Мы знаем, что по молитвам угодника Божия Илии Бог за нечестие людей не давал дождя, ни даже росы, и по его же молитвам шли обильные дожди и получалось плодородие. Пусть будет по вашему желанию, пошли Бог, сказал я окружившим меня мужичкам, чтобы желание ваше исполнилось. Так с этого времени и решено было, чтобы новый храм был Ильинский.

ЗДЕСЬ ХРАМУ СТОЯТЬ

В июльский день 1897 года был в Россоши праздник. Сооружением храма, по сути, начиналось новое столетие.

Кто тогда мог предугадать, какие "великие потрясения" придется всем пережить – войны и революции. А Ильинскую церковь все же построили и 31 мая 1916 года ее торжественно освятили. Но послужила она людям недолго. В 1929 году храм взорвали. Кирпич, щебень употребили на возведение знакомых нам зданий – старого дома связи, учебных зданий, общежитий, поликлиники и жилых домов. С высоты наших лет видим, что поступили неразумно.

История, утверждают, развивается по спирали. Новый XXI век в Россоши начат тоже закладкой Ильинского храма. Пусть время будет к нам милостивее. Не повторим пройденного.

Татьяна ЧАЛАЯ, студентка Воронежского госуниверситета.

"Россошь", 2002 год. №№2, 3, 4.

Вернуться на предыдущую страницу
Hosted by uCoz