Навстречу фестивалю

На нынешнем третьем фестивале Слободской Украинской культуры лауреатам будут присуждаться призы имени наших знаменитых земляков. Песенное мастерство фольклорных хоров или ансамблей отмечается призом имени Николая Костомарова, сольные номера – призом имени Евгена Плужника, работы мастеров художественного творчества – призом имени братьев Гончаровых, работы любителей живописи и прикладного искусства удостаиваются приза имени Владимира Цимбалиста, краеведческие поиски поощряются призом имени Дмитрия Багалея.

Наш рассказ – о земляках.

НИКОЛАЙ КОСТОМАРОВ

Историк, этнограф, писатель Николай Иванович Костомаров родился в мае 1817 года в слободе Юрасовка Острогожского уезда (ныне Ольховатского района) Воронежской губернии. Внебрачный сын помещика и крепостной крестьянки. Учился в частных пансионах Москвы, а после трагической гибели отца – Воронежа. Среднее образование получил в Воронежской гимназии. Закончил словесное отделение философского факультета Харьковского университета в 1836 году. Служил юнкером в драгунском полку в Острогожске, где занялся изучением истории слободского полка. Вернулся в университет, собирает народные песни, записывает обряды и обычаи, пишет стихи. Подготовил научную диссертацию "О причинах и характере унии в Западной России", которая была уничтожена цензурой. Через два года успешно защитил другую – "Об историческом значении русской народной поэзии". Преподает историю в гимназиях Ровно, Киева. В 1846 году избирается адъюнкт-профессором Киевского университета.

Костомаров вместе с Тарасом Шевченко и другими единомышленниками создал Кирилло-Мефодиевское общество. Он вынашивал идею демократической федерации славянских народов. Накануне женитьбы Николай Иванович оказался под арестом. После годичного заключения в Петропавловской крепости отбывал ссылку в Саратове, где близко познакомился с Николаем Чернышевским.

После амнистии переезжает в Петербург. Здесь в журналах печатаются принесшие ему известность труды о Богдане Хмельницком и его времени, о бунтаре Стеньке Разине. Избирается профессором русской истории, читает лекции в университете. Участвовал в издании украинского национально-культурного журнала "Основа".

Ряд обстоятельств вынудили Костомарова навсегда оставить преподавательскую деятельность. Как ученый целиком отдает себя отечественной истории: работает в архивах и библиотеках, пишет книги. Это "Севернорусские народоправства во времена удельно-вечевого уклада", "Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей", "Последние годы Речи Посполитой", "Руина", "Мазепа" и другие.

С 1876 года – член-корреспондент Академии наук.

Большую популярность исторических трудов Костомарова современники объясняли новизной его научных взглядов, своеобразием стиля "историка-лирика", "историка-художника". Общество услышало "голос живого народа".

Художественное творчество Николая Ивановича представляют стихотворные сборники "Украинские баллады" и "Ветка", драмы "Сава Чалый" и "Переяславська нiч", "Кремуций Корд", повести "Сын", "Кудеяр", "Черниговка", "Сорок лет", рассказы.

В быту заботилась о Костомарове его мать – юрасовская крестьянка Татьяна Петровна. После её кончины в 1875 году Николай Иванович обвенчался с Алиной Леонтьевной – со своей первой суженой, с которой судьба разлучила в Киеве на 28 лет. Жена стала для него опорой в жизни и незаменимой помощницей в работе.

Костомаров скончался в апреле 1885 года и был похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища в Санкт-Петербурге. Библиотеку свою он завещал Киевскому университету. Деньги израсходовали на строительство школы в родной слободе Юрасовке.

Труды его стараниями Павла Ульяшова изданы недавно в 18 томах в Москве. А в Киеве под редакцией Юрия Пинчука вышла "Энциклопедия жизни и творчества Н.И. Костомарова (1817-1885)".

ЕВГЕН ПЛУЖНИК

Позабытое присловье "белый свет – маков цвет" точнее точного высвечивает жизнь великого украинского поэта XX столетия Евгена Плужника. Отцвел, едва успев ярко вспыхнуть.

Корни его воронежские. Родился Евгений Павлович в слободе Кантемировке Воронежской губернии в декабре 1898 года. Отец Павел Васильевич, крестьянский сын и переселенец из Полтавщины, вел торговое дело – закупал овечью шерсть, продавал сукно. Он был уполномоченным фирмы по югу губернии. А имя матери пока остается неизвестным. Воронежская купеческая дочь рано умерла от чахотки, когда самому младшему, Евгению, исполнилось семь лет. В большой семье осиротело вроде бы восемь детей, но известны лишь шестеро. Отец всем сумел дать образование.

Евгений учился в гимназиях Воронежа и Богучара, Ростова и Боброва.

В 1918 году, как только младший сын закончил Бобровскую гимназию, семья переехала на Украину. В тяжкие годы гражданской войны на долю Плужников выпало горя через край. Евгений на жизнь добывал пропитание учительством в полтавских селах. Болел. Скитался, потеряв отца, родных, пока не приютила старшая сестра в Киеве, где он позже нашел себя в литературной работе.

Еще на гимназической скамье писал стихи на русском языке. Здесь же окунулся в стихию украинской речи. К тому же в двадцатые годы Советская власть поддерживала развитие народной культуры. "Украинизация", несомненно, тоже увлекла, захватила Плужника. Печататься на украинском языке он начал в 1923 году. Первые стихи подписывал литературным псевдонимом, напоминающим о родимой сторонке, – Кантемирянин. Пусть не удивляет то, что выпускник русской гимназии быстро обрел себя в творчестве на украинском языке. Юг Воронежской губернии, где Евгений вырос, был частью Слобожанщины. Её население, пишет историк Дмитрий Багалей, сложилось из разных этнографических слоев украинского народа. Переплавив все наречия, в том числе и русское, слободско-украинский язык больше всего приближается к "мове" киево-полтавской.

Литературный язык слобожанского Квитки схож с "мовой" полтавского Котляревского, ибо оба они творили на языке – своем, живом, народном, – ставшем основой литературного украинского. Его-то и впитал в себя Плужник еще в детстве.

Как поэта Плужника воспитывала литература, связанная кровным родством народов – русского и украинского. В его стихах есть отсвет Грибоедова и Пушкина, Тютчева, Леси Украинки, Франко, Блока и Есенина. "Апостолом правды" был для него прежде всего – "мой Кобзарь", "селянин Тарас". Где бы ни жил Евгений, вспоминают родные, всегда над столом висели портреты Шевченко и Некрасова.

Но он стремился быть самим собой.

Евген Плужник – автор стихотворных сборников "Дни" (1926), "Ранняя осень" (1927), "Равновесие" (1933, опубликован только в 1966), романа "Недуг" (1928), пьес "Профессор Сухораб" (1929), "На дворе в предместье" (1929), "Сговор в Киеве" (1933, полностью эта стихотворная трагикомедия напечатана в 1989) и киносценариев. Один из составителей украинского словаря "Фразеология деловой речи" (1926). Переводчик с русского языка на украинский Н.В. Гоголя, М. Горького, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, М.А. Шолохова.

Главное в его творчестве, в наследии – стихи горькой правды и трагического драматизма. Как сама жизнь – его собственная и современников.

Евгений Плужник незаконно осужден в декабре 1934 года. Больной туберкулезом, он скончался 2 февраля 1936 года в лагерном лазарете на Соловках.

Ушел на тридцать седьмом году жизни. Как и писал: на кладбище кустиком лебеды расцвету... Так сталось в жизни. В литературе же полыхнул несгорающим маком.

* * *

Творческое наследие нашего земляка издано Леонидом Череватенко в Киеве в книгах "Поэзия" (1988) и "Сговор в Киеве" (1992). В Воронеже усилиями редакции газеты "Коммуна" в книге "Родюча земля" впервые на русском языке широко представлена поэзия и проза Евгена Плужника. Однотомник вышел в 2002 году.

БРАТЬЯ ГОНЧАРОВЫ

В Россоши в семье сапожника родились и выросли два сына. Будут они профессиональными художниками. Оставят заметный след в культуре Воронежского края XX столетия.

Старший из братьев Григорий Андреевич Гончаров (1913-2002) в юности пристрастился к рисованию. Сошелся с местным художником Андреем Волковым, тот и дал ему первые уроки живописи. Гриша оказался способным учеником, его взяли на работу в районную газету. После службы в армии Гончаров уже в Воронеже в конце тридцатых годов занимался в изостудии у Алексея Бучкури, ученика Репина. Реалистическое творчество русских художников-передвижников стало для него образцом служения искусству.

В годы Великой Отечественной войны Григорий Гончаров в армии пишет портреты воинов, посвящает картины их подвигам, с документальной точностью зарисовывает страшные будни вражеской оккупации.

Возвращение в теперь уже родной Воронеж. В 1950 году Гончарова здесь принимают в Союз художников СССР. Позже появится собственная мастерская. В неустанном труде придет успех. На его полотнах навсегда милая душе донская степь, городские и сельские жители в текучей повседневности, именитые поэты Кольцов и Никитин, ученый Докучаев, писатель Чехов, художник Крамской...

Почетный гражданин Россоши Григорий Андреевич Гончаров часть картин подарил городу. Они выставлены в местном краеведческом музее.

Борис Андреевич Гончаров (I92I-I959) прикипел к живописи под влиянием брата. Поступил в Саратовское художественное училище. Учебу прервала война. На фронте тяжело ранили. Попал в плен. Из лагеря удалось бежать. Вскоре он снова в бою. Наградили орденом Красной Звезды. В 1948 году закончил училище и возвратился в Россошь. Преподает рисование в тогдашнем учительском институте. По его проекту установили обелиск на братской могиле. В 1954 году переезжает в Воронеж, где всерьез занимается живописью.

Ведущая тема: человек и природа в родном краю. Названия картин говорящие – "Смеющаяся девушка", "Меловые горы", "Ветреный день", "Яблоня в цвету", "Трактористы", "Синие лодки", "Хмурый Дон", "Доярка Дуся".

Работал художник много и плодотворно, будто торопило недоброе предчувствие. Был постоянно в пути. Его полотна выделялись на областных и республиканских выставках, "они дышали живой жизнью".

Кисть мастер выронил из рук в расцвете сил.

ВЛАДИМИР ЦИМБАЛИСТ

Гостям задворки обычно не показывают. А зря. Есть в них своя прелесть. Художник из Россоши Владимир Георгиевич Цимбалист (1924-1988) всю жизнь любил рисовать городские окраины. После его внезапной кончины картины, этюды по воле родных попали на выставку-продажу. Вроде бы бесхитростная натура на полотне, картоне, а мастер в ней высмотрел такое, отчего вдруг теплеет душа. У нас, как всегда, с деньгами туговато. Полюбуемся и – уходим. Надеялись, останутся картины в местной галерее. Не вышло по-нашему. В кои-то веки занесло в Россошь американцев. Люди не из богатых, учителя, а выкладывали деньги, не торгуясь. В далеком Канзасе те небольшие полотна для них теперь, наверное, как окошко в Россию.

Жаль, конечно. Случившееся не переиначишь. А задворки-то с нами! Выйди на окраину.

Полынь на огородной меже. Невесть из чего склепанный покосившийся заборчик. Старая груша с густыми ветвями в любую пору ветроломна, защищает дом. А видимая отовсюду церковная колокольня – как хранитель города.

Полюбуйся и вспомни певца окраин. Он из рабочей семьи слесаря-железнодорожника. Мама Евдокия Яковлевна из скудноватого кошелька выкраивала деньжонок на краски сынишке, Те краски – как мамин наказ на всю жизнь: не бросать рисование. В заводском цеху строил самолеты, воевал под Сталинградом и был ранен. Судьба уводила от искусства, а он не примирялся с ней. Окончил художественную школу. На хлеб насущный пришлось зарабатывать учительством. Не одно поколение учеников остается благодарно Владимиру Георгиевичу, который открывал им мир прекрасного.

Открывал, оставаясь одновременно и художником, часть работ которого есть ещё в краеведческом музее и выставочном зале. Холсты хранят сокровенное. Его и наше.

ДМИТРИЙ БАГАЛЕЙ

Выдающегося деятеля отечественной культуры Дмитрия Ивановича Багалея (1857-1932) называют летописцем Слободской Украины. Он был первопроходцем в изучении прошлого края. Его труды не потеряли своей значимости. Речь прежде всего об "Истории Слободской Украины", "Очерках истории колонизации и быта степной окраины Московского государства", без изучения которых не обходится ни один исследователь старины. Эти книги и поныне остаются настольными.

Багалей родился в Киеве в семье мелких ремесленников. Рано осиротел. "Я был одним из тех, – напишет после Дмитрий Иванович, – кому случайно посчастливилось получить исключительное для детей моего сословия образование – низшее, среднее и высшее". Одаренный молодой историк избирается доцентом на кафедре русской истории Харьковского университета. В тридцать лет при поддержке "первого авторитета" Василия Осиповича Ключевского успешно защищает докторскую диссертацию. С 1887 года Багалей профессор, а затем и ректор Харьковского университета. С 1914 года по 1919-й Дмитрий Иванович председательствовал в Харьковской городской думе. В годы Советской власти он вновь на преподавательской работе, в звании академика. На материале истории Слобожанщины ученый стремился подчеркнуть общность русских и украинцев, "братьев по крови и вере": "Здесь сошлись две отрасли русского племени – великорусская и малорусская... Взаимодействие их было чрезвычайно полезно и благоприятно – одна дополняла другую".

Вернуться на предыдущую страницу
Hosted by uCoz